Кто такие Ханты?

Этнонимы: как-ИАХ, Hante, остяк; местные названия включают севере Березовского района, Ханты Иртыш, Lariak, Обдорск, и Васюганская.
Ориентация
Идентификация. Ханты назывались русскими "остяками" до 1930-х годов, когда их название было официально изменено, чтобы отразить их самоназвание. Они тесно связаны, культурно и политически, со своими ближайшими соседями - манси, исторически называемыми "вогулами", с которыми делят Ханты-Мансийский автономный округ в Западной Сибири. До 1970-х годов район назывался "национальным" . Область интенсивного энергетического развития, Ханты Родина, когда-то больше, чем ее нынешние границы, была затоплена временными рабочими, большинство из которых славяне. К другим коренным меньшинствам в округе относятся ненцы и селькупы (самоедские группы) и Коми (исторически-зыряне). Ханты также живут за пределами своего района, в основном в близлежащих районах Западной Сибири. Это один из двадцати шести "народов Севера", отнесенных к особой правовой категории.
Местоположение. Ханты-Мансийский район Тюменской области граничит с Ямало-Ненецким округом и Коми автономной республикой на северо-западе и Свердловской, Омской, Томской и Красноярской областями на юго-западе и востоке. Она тянется от 58° до 62° с. ш. и 60° до 85° E. В Ханты живут так далеко на север как Северный Полярный круг и Обской губы, и как далеко на юг как Иртыш-Тавда слияния, хотя они сосредоточены в Samarovsk, Сургут, Lariak, Березово, Васюганская, и Кондинского районов большого бассейна р. Оби. Их территория, как внутри, так и за пределами Ханты-Мансийского округа, включает тундру и тайгу, с предгорьями Уральских гор и низменностями реки Обь. Вдоль многочисленных рек изобилуют кедровые, сосновые и лиственничные леса. Когда толстый снежный покров тает каждое лето, происходит обширное наводнение, превращая низины в болота из мха, торфа и болотной сосны. Экстремальный континентальный климат характеризуется температурой до -50° C и до +20° C.
Прежде чем ехать в эти края, позаботьтесь об уютном теплом жилье заранее. Можно тут.
Демография
Советской переписи 1989 года численность населения составляет 147,386,000 для российской республики, 187,083 для народов Севера, и 22,500 для Ханты. Ханты-Мансийский район имел население 1,282,396 в 1989 году. Таким образом, Ханты составляют незначительное меньшинство в пределах своего округа и Западной Сибири. Их число увеличилось лишь незначительно по сравнению с 20 934 в 1979 году и 17 800 в 1926 году. Хотя индустриализация и урбанизация обострились вокруг них за последние двадцать лет, большинство Ханты остались в коллективах вдали от крупных городов. У них высокие показатели младенческой смертности и низкая ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин. Средняя продолжительность жизни коренных жителей севера в 1980-х годах составляла 45 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Межнациональный брак распространен и среди других сибирских меньшинств, и, в меньшей степени, среди русских.
Лингвистическая принадлежность
Ханты говорят на Обско-угорском языке финно-угорской семьи уральцев. Хантыйский, Мансийский и венгерский языки составляют угорскую языковую категорию. Хантыйские лингвисты делят язык на четыре диалекта, примерно соответствующие кардинальным направлениям, с акцентом на северо-западные и восточные различия. Они отражают культурные и языковые различия, сложившиеся между Шурикарском (или Обдорском), Казымом, Иртышем, Сургутом и Вахханти. В XIX веке русские православные миссионеры предприняли несколько попыток создать письменный хантыйский язык, но стандартизированную форму было трудно вывести из диалектов. В 1930-х годах была введена латинская письменность, а затем быстро изменена на модифицированную кириллицу к 1940 году. Русский язык стал доминирующим в большинстве школ Ханты.
История и культурные связи
Первые документы, относящиеся к Ханты, указывают на то, что они имели отношения с новгородскими торговцами в XI веке. Лингвистические, археологические и фольклорные свидетельства указывают на то, что кочевые предки обских угров, возможно, спасаясь от христианизации, пришли в IX веке на север из степей, расположенных южнее. Пересекая Урал, они смешивались и воевали с коренным населением и, возможно, развивали свою двойную Фратрию (или мойетскую) социальную систему в то время. Конфликты с предками манси, коми и ненцев приводили к тому, что пленников делали женами, рабами или жертвоприношениями. Ханты платили дань татарскому Сибирскому ханству с тринадцатого по шестнадцатый века.
В 1582 году некоторые Ханты решили встать на сторону знаменитого казака Ермака против татарского хана Кучума. К радости Казака, в казачий лагерь прибыла делегация хантыйских старцев с мехами, драгоценностями и шелком. Ермак предполагал, что эти старейшины были князьями с большей властью, чем они имели на самом деле, но союз длился достаточно долго, чтобы победить Кучума. Как до, так и после этого торговые отношения протекали с взаимной выгодой, а иногда и с недоразумениями. Ханты платили то, что москвичи и новгородцы считали пушным налогом, иасак, в обмен на подарки и безделушки, которые славянские торговцы считали незначительными. Колонизация последовала за поражением Кучума, хотя некоторые восстания хантов продолжались и в XVII веке. Некоторые восстания против московского правления включали коалиции Татар, самоедов и обских угров. В 1604 году Ханты напали на Березово, Казачий форпост, построенный на месте Священной хантыйской рощи. Они вели разочарованных членов семьи элиты Alachev, ранее облюбованных Москве и даже окрестили перед государем. Христианский прозелитизм произошел вскоре после завоевания; дети хантов, взятые в заложники, были одними из первых обращены в веру. Были предложены налоговые льготы, чтобы Ханты стали православными, сожжены священные изображения предков.
Русские поселенцы сначала сосредоточились на южных частях Ханты, вытеснив часть Ханты на север. К девятнадцатому веку русские переселились в прибрежные деревни по всему региону, и некоторые из них вступили в брак с Ханты. Забота о туземцах Сибири нашла свое отражение в либеральных реформах 1822 года, инициированных графом Сперанским, и в периодических кампаниях по пресечению продажи алкоголя туземцам недобросовестными торговцами. Некоторые Ханты присоединился к родной восстанием Ненецкий Vauli Piettomin в 1840 году. К двадцатому веку чиновники были встревожены сообщениями о болезнях, бедности и сокращении населения, особенно среди хантов, проживающих в более южных районах.
На севере Советская эпоха началась как слух. До Ханты дошли рассказы о русской войне, смерти царя и "новой дороге Ленина"."Большинство Ханты не были непосредственно вовлечены в волну разрушений, захлестнувшую Сибирь во время Гражданской войны, так как красные (большевистские) силы сражались с белыми Колчака. Однако Ханты были обеспокоены поджогами деревень на Иртыше и нехваткой продовольствия. Несколько Ханты-революционеров, таких как Ernov и Дружинин, подвергаются традиционные враги Коми белых и в итоге помогли организовать советских коллективов. Местные советы были сформированы под руководством Московского комитета Севера в 1924 году. Остяк-Вогульский район, образованный в 1931 году, в 1940-х годах стал Ханты-Мансийским районом.
Коллективизация включала процесс расселения, иногда насильственного, кочевых оленеводов, охотников и рыболовов-хантов. Основы культуры, культуры'tbazy, установленных в Казым и Lariak, были модели коллективных центров, школы, медицинские пункты и магазины. Но Ханты отождествляли Куля со словом "злой дух"."Восстание 1933 года в Казыме привело к тому, что Ханты взяли в заложники русских чиновников, бежали в тундру и в конце концов были арестованы. Коллективизация не была консолидирована до 1950-х годов, когда многие люди были снова переселены в большие деревни.
В XX веке в Ханты жили в различных лагерях и деревнях, а также на окраинах города. Полукочевого Ханты жили в шаблон перегоне с летних и зимних лагерях, двигаясь со своими оленями в одной семье территориях каждый сезон. Их зимние жилища представляли собой небольшие полузубтерранские юрты, всего несколько (от трех до десяти) сгруппированных вместе. В 1914 году, в пик осенне-зимнего сезона, плотность населения вдоль реки Казым, например, составляла всего 3,2 человека на квадратный километр. Летом семьи были еще более рассредоточены, их члены жили в палатках из кожи (русский: chum ), которые были крепкими, но легко переносимыми. В северо-восточной части Ханты до 1930-х годов численность Ханты превосходила численность русских поселенцев, однако в окрестностях городов Обдорск (Советский Салехард), Березово, Сургут и Тобольск преобладали русские. Отдельные Ханты-деревни лачуг и хижин росли вблизи русских деревень вдоль главных рек, где Ханты иногда жили в относительно оседлом, русифицированном стиле. На Иртыше несколько деревень смешали хантыйский и русский стили, с бревенчатыми домиками вдоль грязных улиц, которые веером выходили на берег реки.
По материалам The Gale Group, Inc.
Комментарии