Сообщество туристов и путешественников

Поиск маршрутов и мест для отдыха

Кто такие Ханты?

Кто такие Ханты?

Этнонимы: как-ИАХ, Hante, остяк; местные названия включают севере Березовского района, Ханты Иртыш, Lariak, Обдорск, и Васюганская.

Ориентация

Идентификация. Ханты назывались русскими "остяками" до 1930-х годов, когда их название было официально изменено, чтобы отразить их самоназвание. Они тесно связаны, культурно и политически, со своими ближайшими соседями - манси, исторически называемыми "вогулами", с которыми делят Ханты-Мансийский автономный округ в Западной Сибири. До 1970-х годов район назывался "национальным" . Область интенсивного энергетического развития, Ханты Родина, когда-то больше, чем ее нынешние границы, была затоплена временными рабочими, большинство из которых славяне. К другим коренным меньшинствам в округе относятся ненцы и селькупы (самоедские группы) и Коми (исторически-зыряне). Ханты также живут за пределами своего района, в основном в близлежащих районах Западной Сибири. Это один из двадцати шести "народов Севера", отнесенных к особой правовой категории.

Местоположение. Ханты-Мансийский район Тюменской области граничит с Ямало-Ненецким округом и Коми автономной республикой на северо-западе и Свердловской, Омской, Томской и Красноярской областями на юго-западе и востоке. Она тянется от 58° до 62° с. ш. и 60° до 85° E. В Ханты живут так далеко на север как Северный Полярный круг и Обской губы, и как далеко на юг как Иртыш-Тавда слияния, хотя они сосредоточены в Samarovsk, Сургут, Lariak, Березово, Васюганская, и Кондинского районов большого бассейна р. Оби. Их территория, как внутри, так и за пределами Ханты-Мансийского округа, включает тундру и тайгу, с предгорьями Уральских гор и низменностями реки Обь. Вдоль многочисленных рек изобилуют кедровые, сосновые и лиственничные леса. Когда толстый снежный покров тает каждое лето, происходит обширное наводнение, превращая низины в болота из мха, торфа и болотной сосны. Экстремальный континентальный климат характеризуется температурой до -50° C и до +20° C.

Прежде чем ехать в эти края, позаботьтесь об уютном теплом жилье заранее. Можно тут.

Демография

Советской переписи 1989 года численность населения составляет 147,386,000 для российской республики, 187,083 для народов Севера, и 22,500 для Ханты. Ханты-Мансийский район имел население 1,282,396 в 1989 году. Таким образом, Ханты составляют незначительное меньшинство в пределах своего округа и Западной Сибири. Их число увеличилось лишь незначительно по сравнению с 20 934 в 1979 году и 17 800 в 1926 году. Хотя индустриализация и урбанизация обострились вокруг них за последние двадцать лет, большинство Ханты остались в коллективах вдали от крупных городов. У них высокие показатели младенческой смертности и низкая ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин. Средняя продолжительность жизни коренных жителей севера в 1980-х годах составляла 45 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Межнациональный брак распространен и среди других сибирских меньшинств, и, в меньшей степени, среди русских.

Лингвистическая принадлежность

Ханты говорят на Обско-угорском языке финно-угорской семьи уральцев. Хантыйский, Мансийский и венгерский языки составляют угорскую языковую категорию. Хантыйские лингвисты делят язык на четыре диалекта, примерно соответствующие кардинальным направлениям, с акцентом на северо-западные и восточные различия. Они отражают культурные и языковые различия, сложившиеся между Шурикарском (или Обдорском), Казымом, Иртышем, Сургутом и Вахханти. В XIX веке русские православные миссионеры предприняли несколько попыток создать письменный хантыйский язык, но стандартизированную форму было трудно вывести из диалектов. В 1930-х годах была введена латинская письменность, а затем быстро изменена на модифицированную кириллицу к 1940 году. Русский язык стал доминирующим в большинстве школ Ханты.

История и культурные связи

Первые документы, относящиеся к Ханты, указывают на то, что они имели отношения с новгородскими торговцами в XI веке. Лингвистические, археологические и фольклорные свидетельства указывают на то, что кочевые предки обских угров, возможно, спасаясь от христианизации, пришли в IX веке на север из степей, расположенных южнее. Пересекая Урал, они смешивались и воевали с коренным населением и, возможно, развивали свою двойную Фратрию (или мойетскую) социальную систему в то время. Конфликты с предками манси, коми и ненцев приводили к тому, что пленников делали женами, рабами или жертвоприношениями. Ханты платили дань татарскому Сибирскому ханству с тринадцатого по шестнадцатый века.

В 1582 году некоторые Ханты решили встать на сторону знаменитого казака Ермака против татарского хана Кучума. К радости Казака, в казачий лагерь прибыла делегация хантыйских старцев с мехами, драгоценностями и шелком. Ермак предполагал, что эти старейшины были князьями с большей властью, чем они имели на самом деле, но союз длился достаточно долго, чтобы победить Кучума. Как до, так и после этого торговые отношения протекали с взаимной выгодой, а иногда и с недоразумениями. Ханты платили то, что москвичи и новгородцы считали пушным налогом, иасак, в обмен на подарки и безделушки, которые славянские торговцы считали незначительными. Колонизация последовала за поражением Кучума, хотя некоторые восстания хантов продолжались и в XVII веке. Некоторые восстания против московского правления включали коалиции Татар, самоедов и обских угров. В 1604 году Ханты напали на Березово, Казачий форпост, построенный на месте Священной хантыйской рощи. Они вели разочарованных членов семьи элиты Alachev, ранее облюбованных Москве и даже окрестили перед государем. Христианский прозелитизм произошел вскоре после завоевания; дети хантов, взятые в заложники, были одними из первых обращены в веру. Были предложены налоговые льготы, чтобы Ханты стали православными, сожжены священные изображения предков.

Русские поселенцы сначала сосредоточились на южных частях Ханты, вытеснив часть Ханты на север. К девятнадцатому веку русские переселились в прибрежные деревни по всему региону, и некоторые из них вступили в брак с Ханты. Забота о туземцах Сибири нашла свое отражение в либеральных реформах 1822 года, инициированных графом Сперанским, и в периодических кампаниях по пресечению продажи алкоголя туземцам недобросовестными торговцами. Некоторые Ханты присоединился к родной восстанием Ненецкий Vauli Piettomin в 1840 году. К двадцатому веку чиновники были встревожены сообщениями о болезнях, бедности и сокращении населения, особенно среди хантов, проживающих в более южных районах.

На севере Советская эпоха началась как слух. До Ханты дошли рассказы о русской войне, смерти царя и "новой дороге Ленина"."Большинство Ханты не были непосредственно вовлечены в волну разрушений, захлестнувшую Сибирь во время Гражданской войны, так как красные (большевистские) силы сражались с белыми Колчака. Однако Ханты были обеспокоены поджогами деревень на Иртыше и нехваткой продовольствия. Несколько Ханты-революционеров, таких как Ernov и Дружинин, подвергаются традиционные враги Коми белых и в итоге помогли организовать советских коллективов. Местные советы были сформированы под руководством Московского комитета Севера в 1924 году. Остяк-Вогульский район, образованный в 1931 году, в 1940-х годах стал Ханты-Мансийским районом.

Коллективизация включала процесс расселения, иногда насильственного, кочевых оленеводов, охотников и рыболовов-хантов. Основы культуры, культуры'tbazy, установленных в Казым и Lariak, были модели коллективных центров, школы, медицинские пункты и магазины. Но Ханты отождествляли Куля со словом "злой дух"."Восстание 1933 года в Казыме привело к тому, что Ханты взяли в заложники русских чиновников, бежали в тундру и в конце концов были арестованы. Коллективизация не была консолидирована до 1950-х годов, когда многие люди были снова переселены в большие деревни.

В XX веке в Ханты жили в различных лагерях и деревнях, а также на окраинах города. Полукочевого Ханты жили в шаблон перегоне с летних и зимних лагерях, двигаясь со своими оленями в одной семье территориях каждый сезон. Их зимние жилища представляли собой небольшие полузубтерранские юрты, всего несколько (от трех до десяти) сгруппированных вместе. В 1914 году, в пик осенне-зимнего сезона, плотность населения вдоль реки Казым, например, составляла всего 3,2 человека на квадратный километр. Летом семьи были еще более рассредоточены, их члены жили в палатках из кожи (русский: chum ), которые были крепкими, но легко переносимыми. В северо-восточной части Ханты до 1930-х годов численность Ханты превосходила численность русских поселенцев, однако в окрестностях городов Обдорск (Советский Салехард), Березово, Сургут и Тобольск преобладали русские. Отдельные Ханты-деревни лачуг и хижин росли вблизи русских деревень вдоль главных рек, где Ханты иногда жили в относительно оседлом, русифицированном стиле. На Иртыше несколько деревень смешали хантыйский и русский стили, с бревенчатыми домиками вдоль грязных улиц, которые веером выходили на берег реки.

По материалам The Gale Group, Inc.

26.02.2019 19:46
33

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Чаще всего читают
Где покататься на велосипеде этим летом? Обзор веломаршрутов «Так, где еще можно покататься на велосипеде»
Крутые горки на санках, ватрушках, снегоходах Конец зимы, хочется захватить последний снег, зимние забавы. Выходной день Вы сможете увлеченно провести в дубраве под Самарой
Маршрут начинающего велосипедиста Посмотреть все веломаршрутыПосле покупки велосипеда, рано или поздно, езда по городским улицам, паркам и скверам Вам наскучит
Как все начиналосьКарьер. Звучит буднично, грубо и не изысканно. Слово пахнет машинным маслом,пылью, скрипом механизмов машин и песка на зубах, солнечным зноем в зените